Ребенок пришел в этот мир, не ведая о нем ничего. Родители первыми встречают его и проходят с ним рядом первые пять лет, самых главных лет его жизни. Какими они предстают перед ним, такими он и представляет людей, отношение к себе и другим людям. Воспитывая ребенка, родители, как правило, слишком много внимания уделяют уходу, питанию, что было, есть и будет необходимым, но не самым главным для человека. Главным является сенсорно-эмоциональный опыт ребенка, который складывается из ежедневного общения родителей с малышом. Как живут родители - мирно или конфликтно, одухотворенно или их потребности скудны - таковы и первые наиважнейшие впечатления жизни у ребенка. В свою очередь малыш тоже воздействует на родителей. Как было воспринято это воздействие: разумно, с любовью, с пониманием или неразумно, раздраженно? От этого зависит психическое здоровье и развитие ребенка. Итак, мы уже знаем, что в 2-3 года ребенок осваивает и отстаивает свое право на самостоятельность и усваивает главные нормы: можно - нельзя. Он сверяет свое поведение с реакцией взрослых, которая подкрепляет дозволенное и "хорошее" или пресекает недозволенное или "плохое". На основе понятий "можно - нельзя" формируется следующая ступень нравственного развития ребенка - чувство стыда. А где стыд, там и совесть. Если нет стыда, человек становится эгоистом. Нет стыда - человек безответственен, лжив, ненадежен. Нет стыда - не состоятся ни сын, ни дочь, а впоследствии ни муж, ни жена, ни отец, ни мать. Нет стыда - нет порядочного человека. В этом возрасте родители должны руководствоваться следующим золотым правилом воспитания - не игнорировать ни одного безнравственного проступка малыша, реагируя всегда незамедлительно и однозначно отрицательно. Реакция родителей на поведение ребенка должна быть понятна ему, должна быть направлена не на самого ребенка, а на его поведение, поступок. Родители должны создавать ситуации, в которых ребенок "поступает хорошо", благородно, ответственно, и радоваться вместе с ним и хвалить его. Тогда его желание всегда "делать хорошо и не делать плохо" перерастет в привычку.
На 4-м году жизни ребенок должен оценивать свои поступки с позиций добра и зла. С этого времени психически полноценный ребенок не будет причинять боль другому, мучить животных, дерзить, настырничать, изводить капризами. Если же такие поступки имеют место и совершаются сознательно, перед нами либо психопатический характер, либо результат дурного воспитания. В 5-6 лет ребенок уже во многом личность, его базовое фундаментальное воспитание уже закончилось. Ребенок 6-ти лет понимает взрослых людей лучше, чем они понимают его. Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам примерный ряд вопросов, которые помогут понять, какой у Вашего ребенка характер, и есть ли опасность формирования нервности или трудности. Обращаем Ваше внимание, что отвечать на вопросы лучше честно и неоднозначно, пользуясь пятибалльной шкалой оценок. Ребенок уверен в себе, самостоятелен и решителен, в нем развито чувство достоинства. Ребенок зависим, постоянно ищет помощи и поддержки у окружающих, не может сам принимать решения. | | Ребенок пользуется авторитетом у других детей, может находить общий язык со сверстниками, младшими и старшими, он равноправен с детьми, добрый, доброжелательный, отзывчивый. Ребенок выскочка, стремиться авторитарно завладеть вниманием, склонен к конфликтам и навязыванию себя в детской группе, не замечает своих ошибок и обвиняет только других. | | Ребенок стыдлив и совестлив, он способен сочувствовать и сопереживать. Ребенок понимает и жалеет только себя, не испытывает раскаяния за свои поступки. | | Ребенок внимателен, усидчив, любознателен. Ребенок отвлекается, не может довести дело до конца. | | Ребенок оптимист, миролюбив, но умеет постоять за себя, он знает и умеет все, что положено освоить в его возрасте. Ребенок нытик, тревожен и мнителен, агрессивен, но слаб физически, инфантилен и незрел. | |
Если Вам, уважаемые родители, удастся своевременно всмотреться в ребенка, задуматься, принять меры по устранению упущенного, значит, Вам удастся предупредить детскую нервность или трудность. Пытаться перевоспитать все равно, что начать копать колодец, когда уже мучает жажда. |