Пятница
29.03.2024
01:09
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 139"
г. Новокузнецк
Главная Регистрация Вход
Возрастные аспекты развития воли у детей »
Меню сайта

Год семьи

Наши достижения

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Возрастные аспекты развития воли у детей


Большинство родителей понимают, что дети раннего и младшего дошкольного возраста испытывают серьезные затруднения, если от них требуют подождать, довести дело до конца, выполнить предложенное задание в то время, когда ребенок увлечен другим. Предлагаем детально разобраться с причинами этих затруднений и выяснить, как они связаны с развитием у ребенка воли.

Итак, что же такое воля? Под волей понимается способность человеческой психики сознательно регулировать поведение и деятельность. Волевое поведение включает способность к побуждению себя на конкретное дело, подчинить свое поведение одному строго определенному мотиву, принять решение и исполнить задуманное. Вполне понятно, что незрелость детской психики не дает ребенку возможности сразу проявлять волевые усилия. Воля является важным новообразованием дошкольного возраста и формируется только под воздействием воспитания.

В раннем возрасте поведение детей характеризуется импульсивностью, спонтанностью и ситуативностью. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием минутных желаний, цели его деятельности определяются не личными внутренними мотивами, а внешними предметами. Вначале дошкольного возраста, примерно к 3 годам, у ребенка на фоне развития самосознания появляются личные желания, и именно это новообразование становиться первым шагом на пути формирования воли. Не стоит, однако, думать, что оно возникает из ничего, и в раннем возрасте нет никаких предпосылок для волевого развития. Уже в младенчестве закладываются основы целеполагания через развитие способности следить за предметом, выделять его зрительно, тянуться к нему, а потом доставать и действовать с ним. От 1,5 до 3 лет ребенок стремиться с цели (предмету), но ее достижение возможно только с помощью взрослого, поскольку малыш легко переключается на другие цели или отказывается от первоначальной под влиянием внешних обстоятельств.

Процесс постановки цели неразрывно связан с борьбой и соподчинением мотивов. Чтобы было понятно, как это происходит, рассмотрим обычное вечернее укладывание. Многие родители рассказывают, что эта банальная ситуация довольно часто принимает формы конфликта, потому что ребенка невозможно загнать в ванную и в постель. Рассмотрим, какие мотивы противодействуют в этот момент.

МОТИВЫ

ЦЕЛЬ

• Продолжить интересную для себя деятельность, 
• Пообщаться с семьей, 
• Поучаствовать в любимом ритуале (почитать в постели, послушать мамину сказку, просто полежать вместе и пошептаться)

Отдыхать

Когда начинает звучать традиционное "пора спать", как по сигналу мотивы начинают противоборствовать друг с другом. Побеждает один из них и ребенок нацеливает свою деятельность в соответствии с этим мотивом. Чем меньше ребенок, тем больше ему нужна помощь в борьбе мотивов. Можно сказать, что искусство воспитания - это искусство помощи в борьбе мотивов. Надо так организовать ситуацию, чтобы ребенок стремился к непривлекательной для него цели ради чего-то значимого для него, или чтобы избежать чего-то очень нежелательного. Если уж до конца разбирать предложенную ситуацию, то правильным будет так организовать деятельность ребенка перед сном, чтобы он мог удовлетворить все возможно значимые для него потребности и сделать самым привлекательным мотив общения в кроватке.

Чем старше становится ребенок, тем больше внимания надо уделять самостоятельности в выборе мотива и подчинению внешней цели, даже если она непривлекательна для ребенка. После 3-х лет деятельность ребенка и границы его опыта значительно расширяются, мотивы с предметной сферы и общения с мамой смещаются на познание мира и взаимоотношения с другими людьми. Именно в это время развивается воля как качество личности.

Рассмотрим, каким образом происходит становление воли в познавательной и продуктивной деятельности.

Ребенку сначала трудно сделать над собой усилие и продолжать выполнять учебное задание до конца (например, закончить поделку, рисунок). Детям младшего дошкольного возраста необходимо положительное подкрепление. Это может быть похвала, ободрение, напоминание о положительном результате. Им необходима помощь в выполнении задания и строго дозированная нагрузка. В возрасте 4-5 лет ребенок способен к самостоятельному волевому усилию, но очень чувствителен в отношении неудач, они могут разрушить стремление к результату или затормозить деятельность. Дети старшего дошкольного возраста иногда демонстрируют противоположные особенности: при неудаче они испытывают потребность добиться цели и преодолеть трудности. Конечно, такое поведение свойственно детям с сильным характером и правильным воспитанием.

Большую роль в проявлении волевого усилия играет представление ребенка не только о результате своего труда, но и об отношении к этому результату других людей. Дошкольнику небезразлична радость бабушки в момент получения подарка, удовольствие папы от подготовленного сюрприза, счастье мамы, любующейся на свой портрет. Понимание ребенком значения своей работы для окружающих людей помогает справляться с трудностями и добиваться поставленной цели.

Развитие воли в поведении и межличностных отношениях

В регуляции своего поведения посредством воли ребенку необходима внешняя опора. Такой опорой служит пример взрослого и роль в игре. При чем в игре, подчиняясь игровым правилам, дети гораздо легче сдерживают себя. Регулирование поведения детей в ситуации игры происходит естественно и не встречает острого сопротивления со стороны личных мотивов, потому что потребность ребенка быть внутри общей игры сильнее, чем потребность отстоять личные интересы. Способность подчинять свое поведение общественным правилам или целям формируется на основе развития психики: усложнения деятельности, развития самосознания и самоконтроля. Если эти структуры незрелы, ребенок легко нарушает установленные правила поведения, когда нет внешнего контроля со стороны взрослого. О высоком уровне развития можно говорить, если ребенок самостоятельно планирует деятельность или регулирует поведение в соответствии с целью, представляет результат и направляет к нему свои усилия, самостоятельно контролирует себя и оценивает и исправляет свои ошибки. Такого уровня развития личности ребенок достигает к 7-7,5 годам при условии последовательного и правильного воспитания.

О том, как добиться таких результатов мы поговорим в следующий раз.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Полезные ссылки

Решаем вместе
Не можете записать ребенка в детский сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?