Суббота
27.04.2024
04:12
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 139"
г. Новокузнецк
Главная Регистрация Вход
Азбука вежливости и тайны послушания. Социализация и развитие поведения в младенчестве и раннем возр »
Меню сайта

Год семьи

Наши достижения

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Азбука вежливости и тайны послушания

Социализация и развитие поведения в младенчестве и раннем возрасте


Ребенок с рождения попадает не просто в огромный и сложный мир. Еще до своего биологического рождения он попадает в мир людей, человеческих взаимоотношений и человеческой культуры. С первых дней жизни ребенок оказывается в системе взаимоотношений, которые регулируются определенными нормами и правилами. Социализация и развитие поведения ребенка заключаются в приобщении и присвоении общественной культуры и регуляции своих действий в соответствии с общественными нормами.

Поведение младенца сначала реализуется через врожденные и приобретаемые рефлексы. Ребенок сосет, сосредотачивается на различных раздражителях, схватывает предмет, и все это он делает на фоне личносто-ориетированного общения с близкими. Первыми весточками социального поведения являются первая улыбка и "комплекс оживления". Об этом вы наверняка помните из психологических характеристик младенчества. Как только малыш вычленяет взрослого из окружающего и сосредотачивает на нем свое внимание, начинается развитие его поведения. С этого момента ребенок, получая одобрение и поощрение или неодобрение и запрещение взрослого, начинает осваивать понятия "можно" и "нельзя". Конечно, он не понимает их смысла, но реагирует на мимику и интонацию, которыми они сопровождаются и, постепенно в сознании ребенка эти слова связываются с определенной реакцией взрослого. Именно на первом году жизни, когда потребность в доброжелательном внимании взрослого является жизненно важной, происходит зарождение послушания. Ребенок испытывает потребность в совместном общении и совместных действиях, во внимании родителей, а они, удовлетворяя эти потребности, стимулируют и закрепляют положительное поведение. Слова "можно" и "нельзя" побуждают к послушанию или тормозят негативное поведение. К концу первого года жизни, когда установлены связи между словом и действием, можно уже дать первые оценки поведению ребенка. Если поведение ребенка автономно, не регулируется маминой речью, то стоит задуматься о том, где были допущены первые ошибки.

По мере развития ходьбы самостоятельность и активность ребенка значительно возрастают. Ребенок начинает осваивать сложные бытовые и предметные действия, его познавательный интерес и желание сотрудничать со взрослыми в процессе открытия мира очень высоки и так же остаются регуляторами его поведения. Ребенок слушается и подчиняется правилам, по-прежнему не осознавая их необходимости и не принимая их личностно. Он делает это, стремясь к положительной оценке взрослого и сохранению положительных контактов. Вам легко будет добиться послушания, если Вы будете придерживаться следующих правил:

  • требуйте только то, что по силам ребенку этого возраста и всегда учитывайте его интересы и потребность в самостоятельности;
  • требований и запретов не должно быть много, ребенку должно быть ясно, где можно, а где нельзя проявлять активность;
  • запреты и требования должны стать понятными и привычными для ребенка, а их выполнение должно всегда проверяться и поддерживаться.

Не забывайте и о том, что воспитание осуществляется собственным примером. Вы никогда не добьетесь от ребенка желаемой формы поведения, если сами поступаете иначе.

Существенным фактором развития детского поведения является подражательность. Копируя положительные действия взрослого и его реакции на поведение других людей, ребенок получает подкрепление собственного жизненного опыта. В своей предметной и бытовой деятельности ребенок постоянно ориентируется на положительные или отрицательные оценки со стороны взрослых. Но его возможности скорректировать и направить свои действия слишком малы. Поведение ребенка импульсивно и в отношении хороших поступков и в отношении нарушения запретов. Поступки ребенка по отношению к другим людям тесно связаны с эмоциональностью. Чувства симпатии, привязанности, привлекательности являются стимулами для добрых поступков. А положительная оценка, пример взрослого и создание ситуаций для проявления ребенком таких действий создают привычку и желание поступать хорошо и правильно.

К дошкольному возрасту ребенок уже должен хорошо усвоить понятия "можно", "нельзя" и "надо". У него должна появиться привычка к выполнению строго определенных правил поведения в бытовой, предметной деятельности и взаимоотношениях с близкими людьми. Малыш по примеру взрослого учится оценивать себя и других через понятия "хорошо" и "плохо".

Первые этапы формирования нравственности завершены. Впереди новые испытания и открытия!

Желаем удачи!

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Полезные ссылки

Решаем вместе
Не можете записать ребенка в детский сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?