Заморочки из логопедической бочки: учимся отгадывать загадки
В наше время на книжных полках магазинов завидное изобилие печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и любого содержания. И, к сожалению, содержание предлагаемой литературы не всегда соответствует не только указанным возрастным параметрам, но и методическим требования к учебным изданиям.
Сегодня мы попытаемся разобраться какие же загадки можно и нужно загадывать нашим детям.
Прежде чем мы попросим об этом ребёнка, давайте оценим выбранные нами загадки. Будут ли они понятны малышу? Соответствуют ли они его возрасту?
В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина), качества и свойства, которые дети хорошо знают.
Мягкие лапки, А в лапках царапки. (кошка)
Прыг-скок, Прыг-скок, Длинные уши, Белый бок. (заяц)
Беленькие пёрышки, Красный гребешок. Кто это на колышке? (Петя-петушок)
Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения. Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки Белые … (снежинки)
Стукнешь о стенку - А я отскачу. Бросишь на землю - А я поскачу. Я из ладоней в ладони лечу - Смирно лежать не хочу. (мяч)
Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Песни распевает, Время считает. (петух)
На спине иголки, Длинные и колкие. А свернётся он в клубок - Нет ни головы, ни ног. (ёж)
Без рук, без ног, А ворота отворяет. (ветер)
Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (матрёшка)
Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (машина)
Круглый бок, жёлтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко. Что же это? (репка)
Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама загадка выступать как рассказ о предмете.
В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге.
Маленькая собачка Домик стережёт. (замок)
Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут. (мяч)
Над нами - Вверх ногами. Ходят - не страшатся, Никого не боятся. (мухи)
Без рук, без ног, А рисовать умеет. (мороз)
В воде она живёт - Нет клюва, а клюёт. Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. (рыбка)
Не колючий, светло-синий По кустам развешан … (иней)
Сама пёстрая, Ест зелёное, Даёт белое. (корова)
Он в мундире ярком. Шпоры для красы. Днём он - забияка, Поутру - часы. (петух)
Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.
Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных неоднократных наблюдений за одним явлением.
Чёрен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. (жук)
Всегда во рту, А не проглотишь. (язык)
В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. (поезд)
В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий. И на много-много лет Оставляет чёрный след. (карандаш)
Быстро грызёт, Мелко жуёт, А сама не глотает. (пила)
Вроде сосен, вроде ёлок, А зимою без иголок. (лиственница)
Молода - похожа на серп, Поживёт - станет, как лепёшка. (месяц, луна)
Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения.
Вот мы и определили основные отличительные черты загадок и теперь уже знаем, какие загадки нужно загадывать нашему ребёнку в соответствии с его возрастом. Загадки, развивающие его мышление и речь, внимание и наблюдательность.