Серьезные чувства или зарождение взрослости
Мы продолжаем разговор об эмоциональном развитии детей и рассмотрим особенности эмоциональной сферы дошкольников от 3-х до 7-ми лет. Личность и чувства В дошкольном возрасте начинают активно развиваться подлинно социальные чувства, зачатки которых формировались в младенчестве и раннем детстве. Эмоциональное развитие осуществляется, благодаря изменениям в личности: среди множества мотивов поведения у ребенка выделяется один ведущий, а результат своей деятельности ребенком уже предвидится. Поэтому дошкольник испытывает радость уже тогда, когда только задумывает что-то, еще не получив конкретный результат. Если раньше он слушался и "делал хорошо", чтобы его похвалили, то теперь он поступает так, чтобы порадовать окружающих, сделать им приятное. Выполнение нравственных норм активнее усваивается детьми в общении с близкими людьми, которые эмоционально значимы для них, и с которыми ребенок постоянно взаимодействует. То обстоятельство, что ребенок может предвидеть эмоциональный результат своего поступка, влияет на его способность сдерживать свои потребности и направлять их. Ярким примером того, как взаимосвязаны эмоциональное предвосхищение и мотивы деятельности, может служить ситуация с секретом. Ребенку предлагается совместно готовить подарок для папы или мамы, но в тайне от нее или него. Понимая, какой будет радость от сюрприза, и, желая ее доставить родителю, ребенок может оставить игру и трудиться над подарком и не рассказать о нем раньше времени. При этом, чем старше ребенок, тем легче ему будет подчинить свое нетерпение цели. Именно в дошкольном возрасте в связи с развитием сознания и самосознания, а также способности к контролированию себя, ребенок может обсуждать свои чувства, анализировать их и сдерживать их проявления. Конечно, все эти способности у дошкольника еще очень несовершенны и при сильных эмоциональных переживаниях или без должного руководства со стороны взрослого происходит их распад. Эмоции и чувства в системе коллективных взаимоотношений Дети дошкольного возраста чрезвычайно экспрессивны. Их мимика, интонации, движения, окрашены эмоциями особенно сильно в моменты игры и коллективного общения. Поскольку речь детей 3-5,5 лет не совершенна, то эмоциональные средства существенно облегчают общение детей друг с другом. В этом возрасте особенно важно поддержать и направить детскую экспрессивность, чтобы она помогала ребенку выражать свой внутренний мир и понимать другого человека. Необходимо учить ребенка адекватным способам и формам выражения собственных чувств. Очень важным моментом развития становиться общественная подоплека переживаний, то есть детское общество, и нравственные нормы по которым оно существует, регулируют содержание и силу переживаний ребенка. В отношении сверстников продолжают развиваться симпатии, сочувствие, сопереживание, товарищество. Все эти социальные чувства развиваются в коллективной сюжетно-ролевой игре и бытовом общении. Детские симпатии становятся почвой для развития желания помочь, уступить, порадовать другого ребенка. В ситуациях соперничества или сравнения себя со сверстником ребенку тяжело быть доброжелательным, чаще берут верх эгоизм и зависть. Поэтому очень важно, чтобы дети воспринимали общие цели группы, ориентировались бы на общий результат и радовались общей победе. А сравнивать свои достижения ребенку всегда легче с литературным, вымышленным героем, чем с партнером по игре. Именно в дошкольном возрасте ребенок становится чувствительным к собственному выполнению нравственной нормы, а также и другими детьми. Ребенок испытывает самые разнообразные чувства: огорчение, обиду, разочарование, раздражение и прочее, когда сверстник ведет себя недостойно. За собственное поведение он испытывает стыд, смущение и неловкость, либо вдохновение и гордость. К 7 годам чувство долга сформировано у ребенка как осознанная необходимость и обязанность соблюдать общественные нормы поведения. Чувства, интеллект и творчество В дошкольном возрасте чувственная сфера ребенка интеллектуализируется, она становится более осознанной и обобщенной. Ребенок помнит свои переживания и повод, который их вызвал достаточно долго. Они могут описывать свои эмоции, обсуждать их с близкими людьми. Ребенок испытывает новые чувства, связанные с собственной познавательной деятельностью. Ребенок активно познает и преобразует мир, он исследователь и творец и роль чувств в этих процессах также велика, как роль музыки в пьесе. Чувства помогают ребенку научно и художественно отражать мир, они являются своего рода психологическим индикаторм и помогают ребенку справиться с переработкой колоссальной информации ежедневно обрушивающейся на него. Задачей взрослого по-прежнему остается заботливое и бережное развитие детской души, направление эмоционально-нравственного развития ребенка. Взрослый должен: • терпеливо объяснять ребенку необходимость соблюдения определенных правил; |