Азбука вежливости и тайны послушания
Социализация и развитие поведения у дошкольников
В дошкольном возрасте расширяется и перестраивается вся система взаимоотношений ребенка с детьми и взрослыми. Его представления о социально приемлемых способах поведения не просто уточняются и совершенствуются, они становятся регуляторами поступков ребенка. На протяжении дошкольного детства дети учатся добровольно следовать нормам, принятым в обществе, даже тогда, когда нет внешнего побудительного мотива, или внешнего запрета. Например, ребенок шести лет, не отнимет у малыша игрушку, которая ему нравится, не толкнет и не стукнет его, даже, если рядом нет взрослого, который его за это накажет. Дети в возрасте от 3-х до 7-ми лет легче усваивают те нормы, которые конкретны и связаны с собственным опытом ребенка: "обманывать нельзя, а то узнают и накажут", "драться нельзя, не будут дружить, тоже будут обижать", "нельзя жадничать, а то никто не станет с тобой играть". Для того чтобы в детском сознании утвердилось понимание определенных правил поведения, родители должны постоянно сосредотачивать внимание ребенка на его положительных качествах и поступках и оценивать их в сравнении с другими детьми или с собственным опытом сына и дочери. Маленький ребенок стремиться вести себя хорошо, чтобы заслужить одобрение взрослого, подражает ему. К 5-ти годам дети уже отлично ориентируются в правилах поведения в группе, в общении с взрослыми и малышами. В этом возрасте дети становятся особенно критичными и придирчивыми в отношении "хорошего" и "плохого" поведения других людей, при этом оправдывают свои поступки или не видят своих недостатков. К 6-ти годам наступает период внутренней борьбы: дети часто "балансируют" между корыстным и бескорыстным соблюдением нравственной нормы. Ребенок в этом возрасте еще нарушает запрет или не выполняет требование взрослого под влиянием своих желаний. Поступить правильно его может вынудить наказание или получение подарка. Но такие ситуации случаются у старших дошкольников не часто и обычно связаны с сильной эмоциональностью, повышенной увлеченностью ребенка ситуацией. Ближе к концу дошкольного возраста дети переходят на такую стадию развития, когда сознание управляет поведением. Теперь ребенок, уступая кому-то, жалея и помогая людям, испытывает радость, что поступил правильно. Он делает выбор не в пользу собственных интересов и потребностей, а в пользу установленных в обществе законов. Такое поведение постепенно становится привычным для ребенка, он не ждет уже каждый раз похвалы, поощрений и поддержки от взрослого, а поступает как самостоятельная свободная личность. Конечно, встречаются, к сожалению, примеры свободного и вполне самостоятельного проявления грубости и неуважения у детей. Бывает, мы ужасаемся: "маленький, а такой….". Не спешите с констатацией, бывает, что поведение ребенка лишь следствие отношения к нему окружающих, усталости или плохого самочувствия. Прежде, чем быть строгими и критичными к детям начнем с себя и поучимся предупреждать плохое поведение и правильно реагировать на него. Для этого обратимся к третьей части нашего разговора "Как добиться своего и не выйти из себя". |