"Хотим, чтобы рос умным"
или развитие мышления с рождения до школы (ранний возраст)
Педагог-психолог Аурика Савка |
Итак, мы с Вами уже знаем, что достижением в развитии младенца является появление соотносящих и функциональных действий. В дальнейшем мы будем называть функциональные действия орудийными, поскольку они осуществляются на основе достижения ребенком практической цели с применением предмета-орудия. После первого года жизни появляются принципиально новые двигательные возможности в освоении ребенком предметно-пространственной среды: ребенок научился самостоятельно ходить, доставать и переставлять предметы. Эти особенности являются физической основой для развития предметной деятельности, психологической основой - становится развитие простейшего анализа и сравнения по определенному признаку. К примеру, если ребенок до года хаотично надевает кольца пирамидки на штырь и соотносит только отверстие и палочку, то ребенок от 1-1,5 лет собирает пирамидку от большого кольца к маленькому, примеривая каждое к последующему по размеру. | |
Умение примеривать один предмет к другому по определенному признаку является показателем развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез. "Примериванию", как способу решения практической задачи обучает ребенка взрослый в различных дидактических играх: пирамидки, матрешки, шнуровки, мозаики. Совет: • Чередуйте показ и самостоятельное действие - примеривание, используя многократное решение разнообразных практических задач. • Используйте как можно больше традиционных дидактических игрушек. |
По мере накопления опыта соотносящих действий формируется наглядно-действенное мышление ребенка, которое характеризуется способностью воздействовать на один предмет с помощью другого предмета-орудия. При этом ребенок анализирует не только признаки и свойства предметов, но и пространственные условия. То есть, если предмет находится далеко или высоко от ребенка, он способен найти в своем окружении такое орудие, с помощью которого он мог бы достать интересующий его объект. | |
Если Вы будете внимательно и длительно наблюдать за ребенком, то заметите, что вначале использование орудия носит случайный характер (малыш случайно замечает, что какой-то из предметов помог ему достичь цели). Теперь произойдет переключение - ребенок будет озадачен тем, чтобы найти средство или орудие для реализации своей цели. Здесь закладываются зачатки причинно-следственных связей, состоящих в том, что действие, осуществляемое с помощью орудия, приводит к изменению другого предмета. Совет: • Предлагайте ребенку образец применения орудийных действий наравне с возможностью открыть для себя этот способ самостоятельно. Например, если вы научили малыша переносить предметы в сумочке, то создайте условия, чтобы он догадался, что это можно делать с помощью коробок, узелков, кульков и т. д. |
Наглядно-действенное мышление ребенка характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Это значит, что в предмете, который ребенок выбирает как орудие, он ориентируется только на один значимый для выполнения цели признак, отвлекаясь от всех других. | |
Если ребенок понял, что палкой удобно доставать предметы, то он будет использовать все похожие предметы с этой целью. Кроме того, ребенок будет использовать одно и то же орудие для реализации разных задач. Здесь ребенку помогает его опыт, образная память и представление о результате и последовательности действий. Особое место в развитии наглядно-действенного мышления играет речь взрослого, который комментирует все действия малыша, координирует и направляет их. С помощью речи взрослый фиксирует в сознании малыша результат действий и ставит новые проблемы. |
Совет: • Если Вы хотите, чтобы ребенок от случайных действий быстрее перешел к результативным, то как можно больше сопровождайте его деятельность собственной речью. • Учите ребенка задавать вопросы для установления причинно-следственных связей. Совместно с ребенком сформулируйте вопрос перед решением практической задачи, например, неустойчивая постройка - какой кубик внизу? не выливается - отрыто ли отверстие, есть ли жидкость? • Учите ребенка сравнивать предметы по цвету, затем форме и величине. |
На третьем году жизни в процессе орудийной деятельности у детей складываются первые общие представления о форме, цвете и величине. | |
Обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач формирует простейшую культуру мышления и способствует развитию словесного мышления. | |
К концу третьего года жизни ребенок способен изображать реальное действие несоответствующим ему предметом, т.е. появляются предпосылки игровой деятельности. |