Что делать с упрямством?
В год ребенок начинает ходить, и его темперамент проявляется отчетливо. Один пошел решительно, напрямик, упал, встал без слез и двинулся дальше. Он сметает преграды, настойчиво добивается цели. Это холерик. Второй пошел - тут же бегом. Его не удержать, он "везде и сразу". Это - сангвиник. Третий двинулся в свой путь осторожно и неспешно. Он не идет бесцельно, а направляется к чему-то. Пошел, сел и занялся делом. Если встретит преграду, то повернет назад. Это - флегматик. В год ребенок особенно привязан к матери. Он повышенно боязлив, поскольку понимает больше, чем умеет. Только в полтора-два года, овладев речью, ребенок начинает отдаляться от матери. Он осмелеет, получив возможность высказать просьбу, пожаловаться, спросить, где мама. Речь фантастически увеличивает возможности адаптации, а вместе с этим возрастает уверенность ребенка в себе и самостоятельность. С 2-2,5 лет родители сталкиваются с первыми проявлениями упрямства. Что же происходит с управляемыми и покладистыми малышами? А происходит вот что. Ребенок начинает выделять себя как личность из прежде для него единого целого-семьи. Он как бы рождается второй раз и обрывается его сверхзависимость от матери. Это очень важный шаг на пути к самостоятельности, и если в положенное время такого обрыва не происходит, то при чрезмерно глубокой связи с матерью может нарушиться дальнейшее развитие ребенка. В это время дети начинают осознавать свою автономность и самоценность. Только с 2-2,5 лет ребенок начинает осознанно применять к себе местоимение "я". Сначала он только говорит о себе "я", но постепенно уже к 2,5 годам он понимает, что он - это он, а мама - это мама, ему может быть больно, а ей нет. Теперь малыш осознает, что поступок совершает он, и наказан за него будет он. Впервые начинает формироваться чувство ответственности. Чтобы понять себя, свое место среди других, первые правила взаимоотношений,ребенок противопоставляет себя другим, и естественно в первую очередь членам своей семьи. Теперь все время слышится то гневное, то радостное "Я сам!", "Не хочу!", "Не буду!". Ребенок открыто идет на конфликт, испытывая терпение родителей и познавая меру допустимого.
Единственно верный путь воспитания - удовлетворять все разумные требования ребенка и все адекватные попытки к самостоятельности, а любое демонстративное проявление своеволия пресекать. Немного об эмоциональности "упрямого детства". Ребенок 2-3,5 лет очень самолюбив и обидчив. Ему трудно, поскольку борьбу за свое достойное место среди взрослых людей ведет несмышленыш, беспомощный человек. Вот он и использует свое единственное оружие- плач и крик. Взрослые хотят, чтобы ребенок понимал их, и сами ведут себя противоречиво: с одной стороны "ты еще мал", с другой - "веди себя хорошо, ты большой". Если ребенка в период упрямства наказывают за все, его жизнь и жизнь всей семьи превращается в кошмар, и уже не понятно за что наказывают, а ясно одно - он плохой, им постоянно недовольны. Ребенок станет нервным, падет духом или примет навязчивую роль плохого. Если родители из множества провинностей замечают одну-две принципиальные и безоговорочно пресекают неприемлемое поведение, ребенок будет воспринимать определенные замечания как справедливые и запомнит с каким поведением связано осуждение родителей. Ситуация переломных моментов развития, в том числе и "упрямого детства" сглажена в семьях, где есть старшие и младшие дети, где есть взаимообратные отношения опеки и послушания. Единственный ребенок испытывает давление сверхожиданий. От него молчаливо требуют умственного превосходства, больших знаний и культурных навыков, чем у сверстников. Когда ожидания не оправдываются, родители переживают шок, а ребенок чувство вины.
В заключение напоминаем, что упрямство ребенка - это естественный момент развития и взросления, оно не требует борьбы и таблеток от нервности, но требует глубокого и искреннего понимания детских переживаний. Желаем удачи! |