Почему важна память и как ее развивать:
ранний возраст
Вначале второго года жизни память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием, начинает интенсивно развиваться словесно смысловая деятельность. Все эти изменения связаны с развитием двигательных возможностей малыша, его активным передвижением в пространстве, развитием предметной деятельности и речевого общения. Расширение личного опыта в этом возрасте составляет содержание памяти. Рассмотрим основные линии развития и воспитания ребенка в связи с возрастными особенностями его памяти. |
Развитие предметных действий На втором году жизни дети активно осваивают предметный мир, овладевают понятийным содержанием и функциональным назначением предметов. Развиваются бытовые навыки, координация, появляется автономность или способность действовать самостоятельно, без участия взрослого. Образная память развивается очень активно, у ребенка формируются и сохраняются в памяти представления об объектах, их размере, свойствах, удаленности, направленности действий. Ребенок может узнавать предмет, которым не пользовался в течение нескольких месяцев. Он запоминает предмет уже по нескольким существенным признакам и узнает его при любом пространственном расположении. | |
Для развития запоминания необходимы: 1. Постоянство восприятия предметов и действий. 2. Уточнение взрослыми назначения предметов и закрепление двигательных навыков. 3. Постоянное словесное подкрепление взрослыми поведения ребенка. Родителям в качестве методов развития памяти в раннем возрасте можно порекомендовать включать небольшие стихи, потешки, песенки в предметную и игровую деятельность, что способствует развитию, как образной, так и словесной, двигательной и эмоциональной памяти. Подбирайте такие по содержанию тексты, которые соответствуют бытовой или игровой ситуации (умывание, одевание, игра с куклой, лошадкой и т. д.). В качестве литературных произведений хочется посоветовать стихи А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой, В. Лунина и др. Очень полезны игры со словом и движением, которые создают положительную эмоциональную обстановку и способствуют быстрому запоминанию и слов и игровых действий. Возьмите на заметку несколько таких забав. |
"Комары и мошки" | |
Комары и мошки, Ножками топ-топ! Ручками хлоп-хлоп! Близко ночь- Улетели прочь! | Приплясываем, Топаем ножками Хлопаем в ладоши Машем ручками |
"Зайка серенький" | |
Зайка серенький сидит И ушами шевелит, Зайке холодно сидеть, Зайке холодно стоять, | Сидим на корточках Шевелим ушками-ладошками Хлопаем в ладоши Прыгаем как зайчик |
Развитие речи и общения На втором и третьем году жизни общение ребенка с окружающими становиться преимущественно речевым. Ребенок переходит от пассивной речи к активной, его словарь растет, происходит усвоение грамматических форм, развивается понимание фразовой речи, совершенствуется произношение. В этом возрасте начинает активно развиваться словесно смысловая память, ребенок реагирует уже не на ритмическую структуру слова, а на его значение. Совершенствование речи позволяет направлять процесс запоминания. Непосредственный характер запоминания в этом возрасте уже возможно направлять в процессе организованного восприятия или наблюдения. Для этого необходимо, чтобы ребенок обладал определенными представлениями и мог устанавливать по примеру и вместе со взрослым простые соотношения между частями или свойствами наблюдаемого объекта. Необходимо помнить, что излишне эмоциональный характер ситуации наблюдения будет мешать запоминанию, поскольку эмоции вытеснят смысловое содержание. Чтобы активизировать в памяти представления необходимо использовать беседы, рассматривание картинок, игры. |
Развитие социальных отношений формирование норм поведения Развитие словаря и расширение личного опыта приводит к тому, что малыш начинает понимать некоторые нравственные нормы. И хотя они не регулируют пока его собственного поведения, ребенок запоминает их в связи с конкретными бытовыми ситуациями. Запоминает не только по словесному определению взрослым, но и по эмоциональному содержанию. Это первый серьезный этап нравственного становления человека, в котором память - главный координатор. | |
Для того чтобы ребенок как можно лучше и быстрее запомнил норму поведения, соблюдайте несколько простых правил: • используйте одну и ту же ситуацию для запоминания нормы поведения; • напоминайте ребенку об определенном способе поведения постоянно, а не от раза к разу; • не заигрывайте и не шутите, когда объясняете поведение. К концу 3-летнего возраста возрастает объем и прочность запоминания, на первый план выходит словесная память, появляется новый процесс памяти - воспроизведение и, наконец, формируются предпосылки для способности целенаправленного запоминания информации. |