Как становятся фантазерами:
или упражнения для развития воображения в дошкольном возрасте
Сегодня, уважаемые родители, вашему вниманию предлагаются специальные упражнения для детей старшего дошкольного возраста, направленные на развитие воображения и фантазии. Все игры условно можно разделить на графические - в которых основным средством создания образа является зрительный, словесные, где используется слово, и двигательные, предполагающие создание образа через движение. Преимуществом всех предложенных упражнений является их увлекательность и игровое начало. Вы легко сможете использовать рекомендуемые игры для организации детского и семейного досуга, доставляя удовольствие детям и взрослым. Итак, приглашаю Вас в увлекательный мир фантазий. "Фантастический образ" Ребенку предлагаются изображения частей знакомых предметов: ухо, нос, рука, глаз, улыбка, усы, бантик, кружка, свеча, мышиный хвост, птичья нога и собачья пасть. Задача - построить (изобразить из всех элементов) образ существа или предмета, а затем дать ему название и описать, какими свойствами и признаками он обладает. Чем больше элементов включается в изображение, тем ярче и богаче воображение. Каждый раз можно использовать другой набор частей предметов, а для упрощения графической задачи для малышей можно все элементы изобразить на отдельных карточках и составлять их них образ как из пазлов. "Волшебники" Ребенку предлагаются две совершенно одинаковых фигуры-схемы человечков в длинной одежде-балахоне с палочкой в руке. Задача - с помощью красок или карандашей дорисовать (превратить) одну фигуру в доброго, а другую - в злого волшебника. "Три краски" Предложите ребенку выбрать три краски, которые, по его мнению, подходят друг к другу и заполнить ими весь лист. После предложите придумать как можно больше названий к рисунку и пофантазировать на тему того, что в нем происходит. "Неоконченный рисунок" Ребенку предлагается от 5 до 12 и более кругов. Его задача превратить каждый круг в новый предмет с помощью дополнительных деталей. Чем больше и разнообразнее образов может придумать ребенок, тем выше уровень воображения. "Рисунок в несколько рук" Всем играющим предлагается задумать какой-либо образ. Первый игрок рисует один элемент своего образа, следующий, учитывая уже имеющееся изображение, должен дорисовать деталь из своего замысла, И так до тех пор, пока не поучаствуют все игроки. Результат не важен, важно увлеченность процессом. "Постановка необычных проблем" Ребенку предлагается нестандартная ситуация: "жук купил кресло, придумай, как доставить его к нему домой", или "холодильник начал поедать пищу, что делать", или "что произойдет, если все люди стали передвигаться на руках". Цениться оригинальность решений и сочетаемость в детских рассказах реального и вымышленного. "Интонация" Предложите ребенку проговорить несколько фраз с различной интонацией: строгой, веселой, грустно, ласково и т.д. детям будет веселее, если при формулировке задания взрослый продемонстрирует несоответствие слов и эмоций, и попросит смешную фразу говорить с печальной даже скорбной интонацией. "Неоконченный рассказ" Ребенку зачитывается начало небольшого рассказа так, что повествование обрывается на месте, где начинают разворачиваться главные события. Потом ребенка просят придумать окончание рассказа. Первая часть, предложенная взрослым должна быть лаконичной и увлекательной, а ребенок, продолжая не должен забывать о завязке, предложенной вначале. "Веселые ассоциации" Игроку или игрокам предлагается пара слов, которые нужно связать по смыслу, или ассоциации. Например, кошка - лампочка: кошка греется под лампочкой, кошку зовут Лампочка, у кошки глаза горят, как лампочки и др. "Веселый ученый" Ребенку предлагается пофантазировать на тему научных задач: как вырастить пальму на луне, построить машину для расчесывания собак, оживить куклу, сделать из мухи слона и т.д. В этом упражнении взрослому предоставляется возможность в увлекательной форме уточнить и расширить знания ребенка о мире, заинтересовать его новой информацией. "Ожившие картинки" Заранее заготавливаются несколько сюжетов. Затем команда игроков получает конверт со своим сюжетом. После подготовки одна команда демонстрирует свою картинку, а другая - пытается догадаться и точно описать сюжет. Затем команды меняются местами. Упражнение лучше использовать, когда ребята играют со взрослыми и тогда задача для детей становиться посильной. "Танец" Ребенку предлагают прослушать небольшой музыкальный фрагмент и придумать свой танец под эту музыку, дать ему какое-то подходящее название. "Пантомима" Игрокам по очереди предлагается показать предмет или действие. Варианты могут предлагаться спонтанно или быть подобраны заранее. Все участники пытаются угадать, что показывает водящий, высказывают свои версии. Кто догадался становиться водящим и сам старается изобразить предмет с помощью движений. "Тропинка" Водящий сообщает игрокам, что они отправляются в поход по лесной тропе. Далее он называет все препятствия, которые встречаются на пути и как их надо преодолевать, а играющие изображают это действиями. Идем медленно по тропе, перешагиваем через крупные ветви, перепрыгиваем овражки и ручейки. Стоп, впереди завал, надо его разобрать. Идем дальше. Бежим с горки, поднимемся в гору. Осторожно впереди обрыв. Через него узкий мостик, идем по мостику очень осторожно. Фу, наконец, привал. Используйте предложенные игровые упражнения в своих играх и занятиях с детьми, и Вы найдете в них благодарных и активных участников ваших затей. Фантазируйте смело сами, предлагая малышам новые затеи, и они никогда не будут смотреть на мир скучно и уныло! |