"Хотим, чтобы рос умным"
или развитие мышления с рождения до школы (младенчество)
Малыш родился, и на родителей обрушивается шквал поздравлений и пожеланий родных и друзей. Конечно, новорожденному желают здоровья и сил, а в будущем видят его умным и послушным. О том, что воспитывать нужно с пеленок, всем известно еще из фольклора. А о том, как происходит развитие мышления, и что нужно делать родителям с первых дней жизни поговорим сейчас. Примите во внимание, что мышление в младенчестве не является самостоятельным процессом, оно включено в восприятие и практические манипуляции с предметами. Итак, новорожденный постепенно вступает в стадию активного бодрствования, когда он сосредотачивается на окружающих его людях и предметах. Эта стадия длится примерно до 3-х месяцев и является подготовительной для дальнейшей мыслительной активности. | |
1 этап развития мышления - "преддействие" (3-4 месяца). Проявляется в сенсорной активности ребенка, который ощупывает и осматривает случайно задетые предметы. Совет: • На этом этапе важно располагать предметы таким образом, чтобы ребенок мог достать их из разных положений (лежа на спине и на боку). Следите за разнообразием предлагаемых предметов, старайтесь подбирать такие игрушки, которые при прикосновении издают звуки. | |
• Вкладывайте ребенку в руки легкие игрушки, чтобы к 3-4 мес. он научился удерживать ее и обследовать ртом - это одно из ориентировочных действий ребенка. • Учите ребенка захватывать предмет самостоятельно, предлагая для захватывания яркие и удобные для схватывания игрушки (погремушки, колечки). |
2 этап развития мышления - "простых" и "результативных" действий (4-7 месяцев). Проявляется в активном обследовании предметов для раскрытия их свойств. Ребенок, применяя по отношению к предмету случайное действие, устанавливает связь с теми свойствами, которые проявляются при бросании, или качании, или похлопывании. Когда опыт действий уже накоплен (после 6 мес.) ребенок совершает действие, чтобы получить результат (он бросает, чтобы услышать звук). На этой стадии ребенок все предметы обследует одинаковыми способами: трясет, стучит, бросает, берет в рот. Малыш начинает наблюдать, как с помощью одного предмета можно воздействовать на другой, он фиксирует в сознании результат своих действий и стремиться его повторить. Эта стадия развития мышления выглядит следующим образом: Совет: • Предлагайте для манипулирования составные игрушки: пирамидки, вкладки, матрешки, коробки. • Показывайте и поощряйте действия с предметами. • Не ограничивается ребенка только игровыми предметами. 3 этап развития мышления - "соотносящих" действий (7-9 месяцев). | |
Проявляется в том, что ребенок соотносит предмет с определенным местом в пространстве и части с целым предметом. Ребенок открывает возможность направить движение предмета в определенную сторону и установить различные пространственные отношения: под, над, в, за. На этом этапе ребенок уже по внешнему виду предмета понимает, какие действия с ним можно совершать. |
Совет: • Поощряйте разнообразные действия: нанизывание, вращение, вкладывание, вытаскивание, толкание, а также попытки переставлять и переносить предметы. | |
4 этап развития мышления - функционального действия (10-15 месяцев). Теперь ребенок не только действует с предметом, он ищет именно тот предмет, который необходим ему для выполнения определенного действия, он использует знакомые способы для действия с другими предметами, он изменяет предмет, чтобы открыть новые свойства, приводит два предмета во взаимное соответствие. | |
Совет: • Обучайте ребенка различным способам действия с предметами и применяйте совместно один и тот же способ действия по отношению к разным предметам (катайте мячики и кубики, толкайте коляску и стульчик). • Учите наблюдать за результатом и поощряйте повторение действия. Примите во внимание, что |