Четверг
21.11.2024
15:29
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 139"
г. Новокузнецк
Главная Регистрация Вход
Открываем тайны красивых рассказов детям 4-5 лет. Часть первая - теоретическая »
Меню сайта

Год семьи

Наши достижения

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Открываем тайны красивых рассказов детям 4-5 лет
Часть первая - теоретическая

"Толково ответить на вопрос ребенка - 

большое искусство, оно требует осторожности" 
М.Горький

В 4-5 летнем возрасте ребенок открыт для новых знаний, его интересует, пожалуй, всё на свете. Именно в этом возрасте малыша называют "почемучкой", и это не случайно, т.к. стремительно увеличивается речевая активность. И наш родительский и педагогический долг - не только отвечать малышу на его бесконечные вопросы, но и активно пробуждать эту пытливость, чтобы число вопросов росло.

О таких "почемучках" писал Корней Иванович Чуковский, подмечая детскую своеобразность и самобытность познания и овладения родным языком.

« - Не будешь мне отвечать, - обращается к маме мальчик, - я буду глупый; а если ты не будешь отказываться мне объяснять, тогда, мама, я буду все умнее и умнее...

Не всякий ребенок способен так отчетливо и внятно мотивировать требования, которые он предъявляет ко взрослым, но всякий предъявляет их с такой же настойчивостью.

Эти требования четырехлетний Сережа лаконически выразил в таком обращении к маме:

- Я почемучка, а ты потомучка!

И те взрослые, которые отмахиваются от "докучных" вопросов ребенка, совершают непоправимо жестокое дело: они насильно задерживают его умственный рост, тормозят его духовное развитие. …чего бы стоило наше уважение к ребенку, если бы мы ради личных удобств лишили его необходимейшей умственной пищи?»

(К.И.Чуковский. От двух до пяти. Собр.соч.в 6 томах. Том 1. - М.: Худ.лит., 1965)

Сегодня мы постараемся обеспечить "необходимейшей умственной пищей", в первую очередь, Вас, уважаемые родители. Что бы Вы, в свою очередь, могли обеспечить ею ребенка.

Итак, начнём.

Одним из приоритетных направлений развития речи ребенка пятого года жизни становится освоение связной монологической речи. Словарный запас к этому возрасту достаточно внушительный, поэтому дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях; выражают свои мысли простыми и сложными предложениями, оперируют вводными конструкциями. Малыши учатся строить разные типы высказывания - описание и повествование. И здесь встречаются первые трудности - нарушение структуры и последовательности, а так же неумение связывать между собой предложения и части высказывания.

Речь малыша 4-5 лет отличается подвижностью и неустойчивостью, что проявляется в, так называемом, словотворчестве.

«Копатка - это то, чем копают. 
Колоток - это то, чем колотят. 
Цепля - это то, чем цепляют. 
Лизык - это то, что лижет. 
Мазелин - это то, чем мажут. 
Кусарик - это то, что кусают.

…Ребенок уверен, что почти каждая вещь существует для того или иного точно определенного действия и вне этого действия не может быть понята.»

(К.И.Чуковский. Там же)

Ребенок ориентируется на смысловую сторону слова, и объяснение правильного значения слова зачастую вызывает затруднение.

«Лодырь - это человек, который делает лодки, а всадник - "это который в саду"; "деревня - где деревьев много"; мельница - жена мельника, а казак, конечно, муж козы.

…Дети дают каждому слову свое толкование, и хотя тут же выясняется, что из-за недостатка житейского опыта все слова истолкованы ими неверно, даже в этих ложных осмыслениях сказалось присущее маленьким детям великое чутье языка.»

(К.И.Чуковский. Там же)

Какие же тайны мы сегодня приоткроем?

Тайна первая

Определение этимологии (происхождения) некоторых слов русского языка. Эта тайна предназначена специально для "почемучек". Здесь мы узнаем, почему некоторые предметы получили своё название.

Тайна вторая

Составляем предложения с многозначными словами. Под час мы не задумываемся, насколько богат наш родной русский язык. Эта тайна нам поможет раскрыть пред маленьким человеком полноту значений некоторых слов, привить любовь к своему языку.

Тайна третья

Оканчиваем высказывание, начатое другим. Эта тайна необходима на пути составления полноценных рассказов, а пока мы только учимся правильно заканчивать предложение.

Тайна четвертая

Размышляем над речевой ситуацией. Речевые ситуации побуждают малыша к активизации имеющихся знаний, представлений, совершению в умственном плане словесно-логической операции (подобрать нужное слово, предложение).

Тайна пятая

Выстраиваем структуру рассказа, опираясь на картинный план. Задача достаточно сложная, т.к. план состоит из символов, которые нужно озвучить, т.е. перевести в рассказ.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Полезные ссылки

Решаем вместе
Не можете записать ребенка в детский сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?