Открываем тайны красивых рассказов детям 4-5 лет
Часть вторая - игровая
Тайна первая: определение этимологии (происхождения) некоторых слов русского языка. Как появилось это слово Цель: объяснить происхождение некоторых слов. Нам понадобится: подушка, наушники, кресло или диван, погремушка. Посмотри вокруг, нас окружают разные предметы и у каждого есть своё название. Все предметы мы называем словами. Какие ты видишь предметы? Мы сегодня с тобой поиграем в игру для почемучек. А знаешь, почему она так называется? Потому что мы с тобой узнаем, как появились некоторые слова. Вот посмотри, у меня в руках подушка. Как ты думаешь, почему её так назвали? Её так назвали потому, что мы подушку кладём под ушко. А теперь посмотри на кресло (диван). У кресла есть разные части: спинка, сидение, ножки и подлокотники. Как ты думаешь, почему люди назвали эту часть подлокотниками? (Потому что мы кладём на них локти). Когда мы хотим послушать музыку, что бы она никому не мешала, то мы надеваем наушники. Как ты считаешь, как появилось слово наушники? Такую же работу можно провести со следующими словами: погремушка, подоконник, листопад, снегопад, подснежник, самолёт, пылесос, поделка и др. Собери слово Цель:научить образовывать сложные слова. Нам понадобится: изображения соковыжималки, пылесоса, мясорубки, кофеварки, хлебопечки, самоката, самовара, самолёта. Мы с тобой уже знаем, как появились некоторые слова. А сегодня мы попробуем научиться, из двух слов составлять одно. Вот смотри, этот предмет нам нужен, что бы сок выжимать, поэтому его назвали соковыжималка. На остальных картинках тоже нарисованы предметы. Если ты правильно назовёшь предмет, то мы картинку перевернём и посмотрим, действительно ли там изображён предмет, о котором ты говорил. Как называется предмет, который пыль сосёт? Мясо рубит? Кофе варит? Хлеб печёт? Сам катится? Сам варит? Сам летит? Тайна вторая: составляем предложения с многозначными словами. Одно слово для разных предметов Цель: составлять предложения с многозначными словами. Нам понадобится: колокольчик, кроссовок. Сегодня мы с тобой будем искать предметы, которые назвали одним словом. Посмотри, я приготовила для нас колокольчик и кроссовок. А знаешь почему? Потому что у них у всех есть язычок. Покажи язычок у колокольчика, а теперь у кроссовка. А что ещё называют язычком? Ну конечно, наш язык. У взрослых он большой и поэтому его называют язык, а у детей он ещё маленький, поэтому его называют язычок. Язычок есть и у дверного замка, пойдём, посмотрим. А теперь я буду показывать тебе какое-то действие, а ты расскажешь о том, что я показываю. (Заправляешь язычок в кроссовок. Показываешь язычок. Язычок стучит о колокольчик.) Подобную работу можно провести и с другими словами: ручка (детская, пишущая, дверная, у сумки, у посуды, у куклы), ножка (детская, мебельная, грибная, кукольная), ключ (дверной, музыкальный, родник, инструмент), шляпка (головной убор, грибная), коса (волосы, инструмент), игла (инструмент, хвойная) и др. Тайна третья: оканчиваем высказывание, начатое другим. Подбери картинку и расскажи Цель: учить заканчивать предложение, начатое другим, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении. Нам понадобится: предметные картинки (мяч, бабочка, лягушка, рыба, газета, книга, журнал, косточка, палочка, карандаш, тапки, яйцо, платье, юбка, рубашка, платок). Посмотри, перед нами много разных картинок. Я начну говорить предложение, а ты его закончи, подбирая нужную картинку. Будь внимателен, картинок может быть несколько. Дедушка читает… Тайна четвёртая: размышляем над речевой ситуацией. Объясни, почему так произошло Цель: активизировать знания малыша, побуждать к самостоятельному высказыванию и размышлению.
Тайна пятая: выстраиваем структуру рассказа, опираясь на картинный план. Рассказываем об игрушке Цель: научить ребенка составлять описательный рассказ с опорой на схему. Нам понадобится: картинный план (схема) рассказа, игрушки. Мы сегодня будем рассказывать об игрушках. А что бы нам было интереснее, я приготовила вот такие картинки. Первая картинка у нас спрашивает: "Что это?" Вторая картинка у нас спрашивает: "Какого цвета наша игрушка?" Третья картинка спрашивает, из каких частей состоит наша игрушка? Четвёртая картинка спрашивает, как с игрушкой можно играть? Пятая картинка у нас спрашивает, чем нам нравится наша игрушка? Я тебе рассказала про машинку, а про что расскажешь ты? Вот мы и раскрыли некоторые тайны красивых рассказов для детей 4-5 лет. Но осталась, пожалуй, ещё одна, самая важная детская тайна - желание играть. Все наши занятия должны проходить в игровой форме. Устройтесь с малышом на ковре или на диване. Чем не игровое поле? А закончить нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось цитатой из собрания сочинений К.И. Чуковского: "Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - и сейчас же за книгу. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала". Пусть в Вашей семье всегда будет время для игр с самым важным человеком, с Вашим малышом! |