Открываем тайны красивых рассказов детям 3-4 лет
Часть первая - теоретическая
Нередко среди родителей бытует мнение, что учить ребенка составлять рассказы по картине, описывать предметы и пересказывать детские произведения - это пустая трата времени, ведь ребенок и сам болтает без умолку, разговаривает и разговаривает. Между тем связная (или монологическая, или контекстная) речь - сложный вид речевого общения, особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, чем предложение или диалогическая речь. Именно этим определяется тот факт, что даже хорошо сформированный у ребенка навык владения фразой не обеспечивает в полной мере умения создавать связные сообщения, объединенные общей темой. Поэтому перед нами стоит непростая задача специального обучения основным видам связной речи - описанию, объяснению, рассказу - уже в младшем дошкольном возрасте. Сегодня мы с вами приоткроем несколько тайн развития связной речи нашего ребенка. Тайна первая Самые первые игры и упражнения направлены на развитие внимания малыша, способности выделять отдельные признаки, качества и действия предмета - это основа, на которой базируется умение составлять пока ещё только описательные высказывания. Значит основная цель наших игр - развитие внимания. Тайна вторая Речь малыша младшего дошкольного возраста по большей части изобилует существительными и глаголами. Причём глаголами, как правило, обобщающими. Например, вместо "мама готовит обед" малыш говорит "мама делает обед". Поэтому теперь мы играем и развиваем глагольный словарь. Тайна третья Ребенок уже умеет строить высказывание из одного предложения. И теперь мы подбираем игры, направленные на построение коротких связных высказываний с использованием местоимения. Цель наших игр - "связать" два предложения местоимением. Тайна четвертая К этому моменту малыш самостоятельно может называть предмет и его основной признак, строить высказывания из двух предложений, используя местоимения и глаголы. Цель наших игр - по-разному закончить фразу, которую начал взрослый. Тайна пятая Развиваем воображение и формируем умение заканчивать сказку по её началу. Лучшими играми являются игры-драматизации и инсценировки с игрушками. |