От восприятия к исследованию.
В старшем дошкольном возрасте восприятие становится вспомогательным процессом в самостоятельной исследовательской деятельности ребенка. К 6-ти годам опыт детского чувственного восприятия развит настолько, что помогает ему находить решения в проблемных ситуациях, самостоятельно выбирать способы обследования предметов и реализовывать простейшую экспериментальную деятельность. О достаточно высоком уровне развития свидетельствует способность 6-7 летнего ребенка догадаться по описанию о каком предмете идет речь или самостоятельно описать предмет, назвав как можно больше его признаков и свойств. При этом ребенок применяет несколько способов обследования предмета (рассматривает, стучит, вращает, ощупывает и т.д.), а также задает конкретизирующие вопросы. Одной из форм целенаправленного восприятия является наблюдение. Способность наблюдать развивается у ребенка в процессе обучения. |
Наблюдение за объектами окружающего мира является сложной, целенаправленной исследовательской деятельностью, которая полностью складывается к 7-ми годам. Дети могут наблюдать за самыми разными предметами и явлениями окружающей жизни. Для того чтобы наблюдение стало увлекательной и полезной деятельностью, необходимо соблюдать несколько простых правил:
|
Наблюдать можно за живыми и неживыми объектами, за природными и социальными явлениями. Учите ребенка наблюдать без воздействия на предмет наблюдения, например, за облаками в ветреную и тихую погоду, за птицами, за осадками, а также проводите наблюдения с воздействием на наблюдаемый объект, например, ухаживая за домашними животными и растениями. Результаты своих наблюдений можно оформлять рисунками, записями, пометками, фотографиями. • Помните, что наблюдение требует от ребенка высокой степени сосредоточенности и познавательной активности. | |
• В процессе наблюдения ребенок должен активно рассуждать и описывать то, за чем он наблюдает. |
Навыки наблюдения помогают ребенку изучать окружающий мир и являются ступенькой к экспериментированию. К простейшей экспериментальной деятельности дети готовы уже в дошкольном возрасте. Наверняка многие мамы приносили с прогулки снег и сосульки, чтобы показать малышу, что происходит с ними в теплой квартире, или опускали в тазик легкие и тяжелые игрушки, чтобы разобраться, почему одни тонут, а другие плавают на поверхности. Кто проводил с детьми подобные эксперименты, знают, с каким восторгом дети принимают в них участие. Загадка и ответ на нее воспринимается ребенком, как чудо, а то, что он сам принимал участие в этом, доставляет ему радость и стимулирует познавательную потребность. В простейшей экспериментальной деятельности всегда оказывается воздействие на изучаемый объект, а результатом становиться открытие его новых свойств. Чем старше ребенок, тем большую самостоятельность он проявляет в ходе исследования: решает, как воздействовать на объект и какие выводы сделать, взрослый лишь направляет и корректирует. В экспериментальной деятельности особое место занимает предположение, которое основывается на уже имеющихся знаниях. В качестве таких знаний у детей выступает собственный сенсорный (чувственный опыт). Знания о свойствах тепла холода помогает ребенку понять, что происходит со снегом в квартире и с водой в холодильнике, но выводы о разных состояниях воды он делает с помощью взрослого. Простейшая экспериментальная деятельность для ребенка гораздо привлекательнее, чем наблюдение. Она похожа на затейливую игру, у которой, однако, есть свои правила:
|
Чаще всего в экспериментальной деятельности детям открываются физические свойства объектов. Предлагаю провести с детьми следующий несложный эксперимент. "Мыльные пузыри"
|
Уважаемые взрослые, хочется пожелать вам: "Не жалейте времени на открытия, помогите своим детям ощутить радость познания, и тогда мир для ребенка будет полон счастливых чудес ". |